В настоящее время общая процедура банкротства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)   

Физические лица по российскому законодательству имеют право получить статус индивидуального предпринимателя и заниматься предпринимательской деятельностью, либо не иметь такого статуса.

В настоящее время в России дела о банкротстве в отношении простого физического лица, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя (ИП), не производится, о чем имеется специальная оговорка в ст. 231 Закона о банкротстве: «Предусмотренные Федеральным законом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы». Законопроект о банкротстве граждан уже несколько лет находится в государственной думе, но его обсуждение постоянно откладывается.

Процедура банкротства, стадии банкротства и иные особенности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей практически не отличаются. Закон содержит отдельный параграф о банкротстве индивидуальных предпринимателей, состоящий из трех статей и приведённый в конце настоящего письма.

По общему правилу, для возбуждения дела о банкротстве необходимо, чтобы должник (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) обладал признаками банкрота. Для предпринимателя такими признаками является неудовлетворение указанных в законе требований кредиторов в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества и должна быть более 10 000 рублей. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей. В любом случае, для обращения в суд указанные требования должны подтверждаться решением суда.

Центральной фигурой в деле о несостоятельности является арбитражный управляющий, который, в зависимости от стадии банкротства, может быть временным, внешним, административным, конкурсным управляющим. 

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом (таковым именуется Федеральная налоговая служба) или самим должником.

В отношении должника может быть введена одна из предусмотренных законом процедур:

  • наблюдение (продолжительность — не более семи месяцев);
  • финансовое оздоровление (продолжительность — не более двух лет);
  • внешнее управление (продолжительность — не более 18 месяцев; возможно продление не более чем на шесть месяцев);
  • конкурсное производство (продолжительность — шесть месяцев с принятия решения о признании должника банкротом; может неоднократно продлеваться);
  • мировое соглашение.

Как правило, на практике основными процедурами в рамках банкротства является наблюдение и конкурсное производство.

В случае подачи кредитором заявления о признании должника банкротом и признания требований кредитора обоснованными изначально вводится процедура наблюдения с целью определения возможности или невозможности восстановления платёжеспособности должника. Как правило, наблюдение (как и конкурсное производство) вводится судом сроком на полгода и может продлеваться.

Принятие заявления о признании должника банкротом регулируется ст. 42 Закона о банкротстве. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд.

В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются кандидатура арбитражного управляющего и (или) саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего (далее — заявленная саморегулируемая организация), регистрационные данные должника — юридического лица (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), а также дата рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом. Регистрационные данные должника — юридического лица указываются во всех судебных актах, вынесенных арбитражным судом в деле о банкротстве.

Арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику, в орган по контролю (надзору), заявленную саморегулируемую организацию.

В случае, если к заявлению о признании должника банкротом не приложены документы бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату, арбитражный суд истребует такие документы у должника. Должник обязан представить в арбитражный суд документы своей бухгалтерской отчетности не позднее чем через пять дней с даты получения определения об истребовании таких документов.

 Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом.

 Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в признанном обоснованным заявлении о признании должника банкротом, или временного управляющего, кандидатура которого представлена саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении.

При наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом, в том числе в случае, если рассмотрение обоснованности поступившего первым заявления о признании должника банкротом откладывается арбитражным судом, арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, поступившем в арбитражный суд первым, или временного управляющего, кандидатура которого представлена саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении.

Арбитражный управляющий, действующий в период наблюдения, именуется временным управляющим. Он еще не обладает всеми правами по управлению имуществом предпринимателя.

Статьей 66 определены права временного управляющего в период наблюдения.

1. Временный управляющий вправе:

  • предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона;
  • заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
  • получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
  • осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.

2. Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Статьей 67 определены обязанности временного управляющего.

В частности, временный управляющий обязан:

  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  • проводить анализ финансового состояния должника;
  • выявлять кредиторов должника;
  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
  • созывать и проводить первое собрание кредиторов.

 Таким образом, основная задача временного управляющего – выявить состав имущества должника, обеспечить его защиту, определить возможность восстановления платежеспособности должника, провести его финансовый анализ и по результатам собрать первое собрание кредиторов, где будет необходимо:

  • принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
  • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Как правило, по результатам наблюдения выясняется, что имущества у должника недостаточно для погашения всех требований кредиторов, третьи лица не выражают желания о погашении долгов за должника (в связи с чем финансовое оздоровление невозможно), дальнейшее восстановление платежеспособности становится маловероятным, и первым собранием кредиторов принимается решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Суд, установив, что имущества у должника недостаточно и восстановление платежеспособности должника невозможно, принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

В соответствии со ст. 126 Закона о банкротстве, в результате признания должника банкротом и открытия конкурсного производства:

  • срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  • прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;
  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
  • совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;
  • прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
  • исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами — исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;
  • исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

В решении о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства указывается конкурсный управляющий, к которому переходят все полномочия по управлению имуществом должника. Фактически конкурсный управляющий является единственным органом управления должника, полномочия всех иных органов управления прекращаются.

Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев.

Основной задачей конкурсного производства является справедливое и равномерное удовлетворение требований кредиторов и завершение процедуры банкротства. Конкурсное производство вводится тогда, когда очевидно, что должник в любом случае не сможет расплатиться по своим долгам своим имуществом и финансовое оздоровление, внешнее управление или иные процедуры восстановления платежеспособности должника невозможны. Справедливости ради стоит сказать, что конкурсное производство — одна из самых популярных стадий банкротства в настоящее время.

Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.

Конкурсный управляющий обязан:

  • принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;
  • включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;
  • привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  • уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;
  • предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  • заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
  • вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;
  • исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

Конкурсный управляющий вправе:

  • распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  • увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;
  • заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;
  • подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;
  • осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

 Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.

В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства.

 Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем один раз в месяц.

 Законом отдельно определена очередность удовлетворения требований кредиторов. Законом предусмотрено фактически две различные очереди: по текущим платежам и по реестровым платежам. Текущими признаются платежи, обязанность уплаты которых возникла после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Реестровыми платежами являются платежи, обязанность по уплате которых возникла до принятия арбитражным судом заявления о банкротстве.

Кредиторы обязаны подать заявление о включении в реестр требований кредиторов в арбитражный суд и конкурсному управляющему в течение двух месяцев со дня публикации решения о признании должника банкротом в официальном издании, определяемом Правительством России (в настоящее время это издание – газета Коммерсантъ). Кредиторы включаются в реестр требований кредиторов исключительно на основании решения (определения) арбитражного суда. Те, кто не успел вовремя заявиться в реестр требований кредиторов (подали свои заявления после его закрытия), включаются арбитражным судом «за реестр», т.е. их требования начнут погашаться только после того как будут погашены реестровые требования. На практике это означает, что, скорее всего, их требования не будут погашены никогда, поскольку ситуации, когда реестровые требования погашаются, крайне редки.

Очередность погашения требований кредиторов, включенных в реестр, следующая:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, компенсации сверх возмещения вреда, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном статьей 138 настоящего Федерального закона.

 Требования кредиторов по текущим платежам (т.е. обязанность по уплате которых у должника возникла после принятия судом заявления о признании должника банкротом) удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
  • во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
  • в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
  • в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
  • Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

 Для контроля за проведением процедуры банкротства создается собрание кредиторов и, при определённых условиях, комитет кредиторов. Составляется реестр требований кредиторов должника. Конкурсный управляющий обязан проводить собрания кредиторов не реже чем один раз в три месяца, где представляет отчет о своей деятельности.

Процесс банкротства завершается либо завершением процедуры бакнротства, когда явно установлено, что все имущество должника уже распределено между кредиторами и дальнейшее продолжение процедуры нецелесообразно,  либо удовлетворением требований кредиторов.

Преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство в Российской Федерации являются преступлениями.

 Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей предусмотрены лишь тремя статьями в законе о банкротстве, а именно:

 Статья 214. Основания для признания индивидуального предпринимателя банкротом

 Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

 Статья 215. Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом

 1. Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано должником — индивидуальным предпринимателем, кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, уполномоченными органами.

2. При применении процедур, применяемых в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, его кредиторы, требования которых не связаны с обязательствами при

осуществлении предпринимательской деятельности, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования.

 Статья 216. Последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом

 1. С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

2. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

 Всё, во всем остальном разница между общей процедурой банкротства и банкротством индивидуального предпринимателя отсутствует.

Стоит отдельно отметить, что иногда на практике физические лица могут избавиться от своих долгов через процедуру банкротства. С этой целью физическое лицо, имеющее задолженности перед

кредиторами по обязательствам , не связанным с предпринимательской деятельностью, получает статус индивидуального предпринимателя. После получения статуса индивидуального предпринимателя такое лицо самостоятельно обращается в арбитражный суд с заявлением о собственном банкротстве. После принятия арбитражным судом решения о признании такого индивидуального предпринимателя банкротом и введения конкурсного производства  основная задача – убедить кредиторов (как правило, это – банки) включиться в реестр требований кредиторов. В случае включения требования в реестр и последующего завершения процедуры банкротства требование считается погашенным (даже в случае, если кредитор получил не полностью или вовсе не получил какого-либо имущества в счёт погашения своих требований). В противном случае, если индивидуальный предприниматель пройдёт через процедуру банкротства, но его кредиторы по долгам, не связанным с ведением предпринимательской деятельности, не включатся в реестр требований кредиторов, после завершения процедуры банкротства требования таких кредиторов считаться погашенными не будут.

Что касается стоимости  процедуры банкротства, то расходы на ее проведения складываются из вознаграждения арбитражного управляющего (временный, конкурсный управляющий имеет право на вознаграждение в размере 30 тыс. руб. в месяц, что предусмотрено законом о банкротстве), а также из процентов, полагающихся арбитражному управляющему после завершения процедуры банкротства в зависимости от объёма удовлетворённых требований кредиторов. Также арбитражный управляющий имеет право без согласования с кредиторами заключать возмездные договоры с привлечёнными специалистами (бухгалтеры, юристы и пр.) для обеспечения своей деятельности и в случае необходимости и обоснованности. В составе расходов также присутствуют расходы на обязательные публикации, почтовые уведомления, оплата государственных пошлин и прочие необходимые денежные затраты.

По общему правилу, финансирование процедуры банкротства осуществляется за счёт денежных средств либо имущества должника. В случае недостаточности или отсутствия имущества должника, за счёт которого можно было бы покрыть расходы на процедуру банкротства, финансирование проходит за счёт кредиторов или третьих лиц (на практике зачастую банкротство финансируется бывшими руководителями/учредителями юридического лица либо бывшим индивидуальным предпринимателем, признанным банкротом, находящимся в процедуре банкротства.

Законом также предусмотрено, что в случае отсутствия денежных средств для осуществления процедуры банкротства суд прекращает производство по делу о банкротстве.